Ритм

В тот момент, когда производится стыковка квартир, вырисовывается окончательное решение проекта, которое должно, безусловно, соответствовать общему замыслу.

Независимо от того, какое решение фасада выбирает архитектор — выступающую структуру каркаса, каменную кладку с оконными проемами или даже такой однородный и анонимный вид поверхности, как навесные стены,— помещения, размещаемые вдоль наружной стены, образуют определенный ритм.
 
В тех случаях, когда архитектор стремится выразить на фасаде расположение общих комнат иначе, чем спален (различными по форме и размерам окнами, балконами, отступами или выступами участков стен) и создать дифференцированный фасад, который по крайней мере символически, если не явно отражает наличие человеческого жилища, ритм общих комнат и спален четко читается. Даже если такого намерения у проектировщика нет, даже если общие комнаты и спальни совершенно одинаковы по ширине или их различная ширина может быть каким-либо образом скрыта за одинаковыми пролетами между колоннами, ритмом общих комнат и спален нельзя пренебречь. Прежде всего архитектор может изменить свои намерения. Заказчик может изменить свою программу и неожиданно потребовать устройства балконов перед всеми жилыми комнатами. Когда что-либо подобное случается, а расположение общих комнат и спален не имеет определенного ритма, в результате получается хаотическое решение фасада, которое не может быть ничем камуфлировано.
 
Ритм фасада подразумевает читаемый порядок расположения различных элементов (в данном случае жилых комнат и спален), который поэтому должен быть определенным образом выражен.
 
Даже нерегулярность как один из приемов решения ритма (что может показаться ненамеренным и случайным) планируется. В конце концов, если архитектор выбрал неопределенность, противоречие или «случайную запутанность», так хорошо понятую Вентури, «порядок должен существовать, перед тем как он может быть нарушен».
Никто не выражал ритм в архитектуре более поэтично, чем Расмуссен.
 
Архитектор, как правило, вынужден вырабатывать систему членения своей композиции на стандартные элементы, над изготовлением и монтажом которых должно будет работать большое число мастеров строительного дела.
 
Простейшим методом членения как для архитектора, так и для мастера-строителя является абсолютно точное повторение тех же элементов (например чередование элементов глухого заполнения и проемов), как при простейшем счете: один, два, один, два... Такой ритм каждый может понять. Многие считают, что такой ритм слишком прост для того, чтобы что-либо означать. Он ни о чем не говорит зрителю, но тем не менее он является классическим примером особой склонности человека к порядку. Он представляет регулярность и точность, которых нельзя найти в природе, но именно в регулярности человек видит пути к созиданию.
 
Когда одновременно строится несколько зданий по одному и тому же плану, ритм часто бывает более сложным. Обычная лондонская застройка сблокированных домов XVIII века имеет в каждом индивидуальном отсеке дома три пролета с входной дверью с одной стороны. Здесь пролеты стоят в ритме вальса: раз, два, три, раз, два, три...
 
Термин «ритм» заимствован из других видов искусства, включающих в себя элемент времени и основанных на движении, таких, как музыка и танец. Сама по себе архитектура не обладает ни временными размерностями, ни движением и поэтому не может быть ритмичной в том смысле, как музыка и танец. Но для своего восприятия архитектура требует времени, она также требует работы, хотя и умственной, не физической работы. Человек, слушающий музыку или наблюдающий танец, не делает физической работы сам, но, воспринимая представление, он ощущает его ритм так, как будто сам участвует в танце. В значительной степени вы также можете воспринимать ритмически архитектуру, что было уже рассмотрено при исследовании рекреационных процессов. Если вы чувствуете, что линия ритмична, это означает, что, следуя по ней взглядом, вы получаете восприятие, которое может быть сравнено с восприятием ритмичного действия (катания на коньках, например).
 
Значение ритма в проектировании может быть лучше всего показано на примере. Условия, взятые для примера, весьма жесткие: участок ограничен со стороны прилегающих участков строениями с глухими торцовыми стенами; с учетом требований зонирования остается реальным только один логичный прием размещения здания. Хотя такая ситуация не самая обычная, она выбрана для того, чтобы сузить круг анализируемых вопросов, не осложнять анализ выбором различных конфигураций или возможностью четырехстороннего решения. Организация ритма возможна на любом участке здания и при любом наборе квартир.
 
Пример.
 
ЗАДАННЫЙ НАБОР КВАРТИР:
25% — двухкомнатные квартиры площадью 65 м2 
50% —трехкомнатные квартиры площадью 93 м2 
25% —четырехкомнатные квартиры площадью 130 м2
 
Квартиры. Коридорные жилые дома. Многоэтажные жилые дома. Медотология проектирования. Проектирование жилых зданий
 
1 — свободное пространство за домом; 2 — то же, перед домом
 
Автор: John Macsai / Джон Максаи. Источник: "Housing". John Wiley & Sons. New York. 1976 / «Проектирование жилых зданий». Стройиздат. Москва. 1979
поддержать Totalarch

Добавить комментарий

CAPTCHA
Подтвердите, что вы не спамер (Комментарий появится на сайте после проверки модератором)